Как молодой вьетнамский парень из обеспеченной семьи бросил все и решил стать медиумом

141
Как молодой вьетнамский парень из обеспеченной семьи бросил все и решил стать медиумом

Во дворе храма Kiep Bac, высокий стройный 25-летний Long Nguyen раскачивается в большом красном плаще с вышитыми драконами

За его спиной голоса четырех певцов наполняют святилище XIII века, находящееся в часе езды от пыльного Ханоя.

Заклинания произносятся все быстрее, группа неистово играет на цитрах, тамтамах, цимбалах и флейтах. Вдруг Long хлопает в ладоши и сбрасывает свой плащ, оставшись в белом платье принцессы и серебряном тюрбане, завязанным бантом.

Толпа ликует. Long улыбается и кокетливо танцует, с четырьмя дымящимися палочками ладана в руках.

Публика средних лет рукоплещет.

В их глазах Long давно уже является воплощением божества — Святой Богоматери водопада Бо.

Последние четыре месяца Long обучался как медиум, важная шаманская фигура во вьетнамской традиции, известной как Богиня-Мать Трех Сфер.

Последователи верят, что только избранные могут преодолеть пропасть между богами и людьми.

Во время духовного ритуала (hau dong) божества вселяются в медиумов и раздают благословения, излечивают болезни и предсказывают судьбу.

Степень, в которой современный Вьетнам оценивает эти усилия, мягко говоря, высокая.

Как стать медиумом
Ритуал Hầu Đồng

Средневековая традиция

Начиная с XVI века, вьетнамские верующие собрались во дворцах, святилищах и буддийских храмах, чтобы поклониться трех героическим женским духам, почитаемым за отправление правосудия и защиту страны.

В смешении анимизма, даосизм и буддизм, Богиня-Мать Трех Сфер (небо, вода и горы) располагается ниже даосского Нефритового Императора, ей служат около 56 людей и богов животных.

В этой традиции считается, что Нефритовый Император отправил свою дочь, принцессу Lieu Hanh, которая была богом лишь наполовину, на землю в наказание за то, что она разбила нефритовую чашу.

Lieu Hanh проводила здесь время, бесстрашно бросая вызов злу и помогая смиренным. Она была остроумной и дерзкой женщиной, вьетнамский народ одновременно почитал и боялся ее, как Богиню Мать Земли, одну из нескольких фигур, которые составляли патриархальный пантеон китайского конфуцианства.

Хотя ритуалы Матери Богини играли свою роль во вьетнамской сельской жизни на протяжении веков, консерваторы и скептики ее часто презирали.

Затем, в конце 2016 года ЮНЕСКО признала вековые традиции как 11-е нематериальное наследие Вьетнама, придав практике своего рода законность.

Противоречивая роль

В том же году вышел документальный фильм о самом известном медиуме Ханоя, Мастере Duc, в котором описано, как традиция создала почитаемую роль для геев в традиционном вьетнамском обществе.

В одной из сцен в фильме «In Between (с англ. – Чистилище)», Duc объясняет, что божествами традиционно называют гомосексуальных мужчин, которые служат как медиумы, потому что их дух балансирует Инь и Ян традиционных гендерных ролей и представляет собой идеальный сосуд для божеств любого пола.

В какой-то момент, вьетнамское слово, обозначающее медиумов, стало уничижительным названием геев или хвастливых мужчин. Сегодня многие медиумы – это женщины и мужчины, которые являются гетеросексуалами и имеют детей. Но уничижительное употребление фразы по-прежнему широко используется.

Медиумы часто раздают тысячи долларов (или все, что у них есть) в ритуалах, к которым они готовятся несколько дней и которые они проводят несколько часов. Неудивительно, что многие в быстроразвивающемся Вьетнаме начали считать традицию пустой тратой времени и денег.

Критики также часто говорят, что некоторые медиумы зарабатывают деньги, обучая новичков, предсказывая будущее и выполняя ритуалы экзорцизма. Результаты разные, и традиция существует, одновременно почитаемая и презираемая.

Послевоенное правительство запретило ритуалы hau dong, закрыло храмы, отправило медиумов в центры задержания и конфисковало их костюмы.

Этот строгий подход к практике прекратился в 1986 году, но общественность продолжала неоднозначно относятся к ней до 2008 года, когда Ngo Duc Thinh, руководитель культурно-исследовательского института, опубликовал первую книгу, которая объективно и всесторонне изучала явление.

Thinh изобразил медиумизм больше как призвание, нежели профессию.

«Никто не может добровольно стать медиумом», — написал он. «Его или ее должны позвать Боги; те, кто игнорируют свое призвание, часто терпят неудачи».

Необычный медиум

В июле прошлого года Long получил степень магистра в области международного маркетинга и коммуникаций в Университете Поля Валери в Монпелье, Франция.

Школа предлагала ему дополнительное финансирование, чтобы продолжить обучение на интенсивном курсе по управлению производством продуктов питания и напитков, но Long отказался.

«Я был очень болен. У меня был жар, который продолжался шесть часов и вдруг прекратился. Я все время нервничал и постоянно мечтал о Богине», — сказал он. «Я был действительно напуган, поэтому решил поехать домой».

Вернувшись в Ханой, он посещал буддийские храмы в надежде найти духовное решение для его состояния.

Во время одной такой поездки с двоюродным братом, Ly Nguyen, он понял, что стал одержимым.

«Его глаза были закрыты, а голова слегка качалась», — сказал Ly.

Несмотря на возражения своей матери, Long стал в прошлом году стал медиумом в надежде, что если он выполнит свой долг перед богиней, он снова будет чувствовать себя хорошо.

Неизвестное путешествие

У Long есть еще почти три года перед тем, как божества, как ожидается, дадут ему указания о том, должен ли он остаться медиумом или вернуться к обычной жизни.

«Сначала было немного страшно обнаружить, что у меня есть связи с духами», — сказал Long. «Теперь я уверен, что если я буду послушно служить божествам, меня благословят, так что я привыкаю к этому».

Через три месяца практики Long Nguyen собрал сумку, полную банкнот от 500 до 500 000  VND (0.02-24 USD) и отправился в храм Kiep Bac.

Long пригласил друзей, родственников и местных жителей, чтобы они стали свидетелями его трансформации на 100-й день практики.

После выполнения ритуала он лично раздал банкноты своим четырем помощникам, родственникам и местным жителям, которые приехали, чтобы засвидетельствовать это событие. Чем ближе люди сидели к медиуму, тем больше денег они получали.

Когда толпа ликовала, Богиня швырнула пригоршни банкнот по 1 000 VND в воздух. Его мать тихо сидела в углу, хлопая в одиночестве.

Медиумы

В конце церемонии его родственники раздавали десятки мешков с подарками местным жителям, которые пришли посмотреть. Карманные деньги и подарки все одобряли, но никто из присутствующих не согласился поговорить со съемочной группой мероприятия.

Между тем Dan, дядя Long, хотя и стремился поддержать племянника, настаивал на том,  чтобы его не снимали.

«Я не хочу, чтобы мои соседи распространяли слухи о том, что я поддерживаю суеверие»,

— сказал он.

После четырех часов танца (большая часть которого была проведена в глубоком трансе), Long выглядел совершенно опустошенным. Он немного говорил о своем дяде или зрителях, но похоже, связывал их сдержанность с постоянным клеймом.

После того, как он уехал из Франции, карьера и будущее Long стали неопределенными. Он хочет переехать в Сайгон, где больше возможностей работать, но конечный пункт своего путешествия он оставил для божеств.

Long сказал, что спросил своего духовного наставника, могли бы божества позволить ему двигаться на юг; мастер заверил его, что они все вместе разберутся с этим.