Плавучий рынок в дельте реки Меконг пытается «остаться на плаву»

110
Мастер по ремонту весов из Кантхо
Мастер по ремонту весов из Кантхо, Nguyen Van Ut, стоит у входа в свой плавучий дом на канале реки Song Hau в дельте Меконга

Без туристов этот плавучий рынок пойдёт ко дну

Правильная и точная настройка весов, которые используют продавцы, была хорошим бизнесом на рынке Cai Rang, но сейчас последний мастер по обслуживанию весов на речном рыке зарабатывает всего несколько долларов в месяц, так как торговцы покидают акваторию и гребут к берегу.

Окруженный старыми и пыльными весами, стоя в своем захламленном плавучем доме, Nguyen Van Ut жалуется на то, что продавцы отказываются от своих лодок и отправляются в поисках лучшей жизни на берег, где их привлекают супермаркеты, которыми когда-то были притоки реки.

«У меня сейчас мало клиентов. Раньше было хорошо, но сейчас многие лодки покинули плавучий рынок, люди сошли на берег»,

— сетует 71-летний мастер.

Он пришел в бизнес по ремонту весов на реке Кантхо 30 лет назад, чтобы заработать деньги на содержание выживших детей после того, как его жена и двое сыновей утонули в результате несчастного случая.

Некоторое время жизнь была вполне сносной, но теперь он вынужден полагаться на помощь своих детей, трое из них работают в близлежащем городе Кантхо.

Как сообщается, сегодняшний, двухкилометровый рынок – это лишь бледная тень прошлого величия. По данным местной туристической компании, сейчас на воде насчитывается только около 300 лодок, по сравнению с 550 в 2005 году.

Рынок стал жертвой бурного экономического роста Дельты реки Меконг, которая стремительно развивается на протяжении всего последнего десятилетия.

Промышленный и строительный секторы создавали почти 570 000 новых рабочих мест, став для многих настоящим спасением от бедности.

Но такие люди, как Ut, отстают, будучи не в состоянии позволить себе жизнь на берегу.

Даже торговцы, которые прилично зарабатывали благодаря стекающимся на рынок туристам, сейчас предпочитают сушу, ибо там лучшие условия для жизни: жильё, работа, бытовые удобства.

Nguyen Thi Hong Tuoi начала работать на воде, когда был ещё ребенком, так же, как и её мать и бабушка.

Хотя она зарабатывает приличные деньги, она не ожидает, что дочь продолжит семейную династию торговцев.

«В будущем я позволю своей дочери жить на берегу, чтобы она смогла учиться и найти хорошую работу», — сказала 34-летняя женщина, пока её пожилая мать отдыхала в гамаке, среди мешков тапиока на их лодке.

Это общая тенденция среди вьетнамской молодёжи, где более половины 93 миллионов жителей в возрасте моложе 30 лет жаждут переехать в быстро растущие города и найти там работу.

Супермаркеты вытесняют

Лодки на якоре в канале у реки Song Hau на плавучем рынке Cai Rang в Кантхо.
Лодки на якоре в канале у реки Song Hau на плавучем рынке Cai Rang в Кантхо

Рынок Cai Rang появился в то время, когда Вьетнам и соседние с ним Камбоджа и Лаос были оккупированы французами, которые активно эксплуатировали природные ресурсы региона, известного как Индокитай.

Сеть каналов дельты реки Меконг — как природная, так и искусственная — использовалась при отсутствии надежной дорожной сети для перевозки товаров и людей.

Сегодня существует около десятка сохранившихся рынков в дельте реки Меконг, хотя все они, как Cai Rang, сократились по размерам.

«Местная власть пытается продлить жизнь плавучих рынков ради сохранения аутентичной культуры и привлечения потока туристов»,

— говорит Nguyen Thi Huynh Phuong, преподаватель университета из соседнего города Кантхо, которая занималась исследованием истории рынка.

Рынок по-прежнему функционирует как оптовый, а продавцы просыпаются каждый день до рассвета, чтобы загрузить лодки арбузами или редисом и рекламируют свои товары, вешая их на бамбуковый шест на носу судна.

Очарование рынка привлекает миллионы посетителей каждый год, которые покупают лапшу, фрукты и кофе у водных торговцев, что делает его знаменитой остановкой на туристической тропе Меконга.

Оценив рынок как важную туристическую точку, в прошлом году правительство признало Cai Rang объектом национального наследия.

Продавцам, таким как Ly Hung, который прожил на воде 26 лет, туристы помогли сохранить традиционный образ жизни.

«Без туризма этот плавучий рынок исчезнет», — сказал он.