Напиток, который создавался как сладкое лакомство для девочек-подростков, теперь стал одним из офисных продуктов и даже влияет на рынок недвижимости
Было уже 22.20 вечера, но Hoa, мать из Ханоя, не торопилась домой.
Она стояла в очереди вместе с десятком других клиентов перед чайной на улице Tran Thai Tong, терпеливо ожидая чая с пузырьками.
«Я жду уже более 10 минут», – говорит Hoa, держа за руку двухлетнего сына.
За 30 минут до этого из магазина вышел охранник, извинился перед длинной очередью ожидающих клиентов и предупредил их, что их всех могут не успеть обслужить до закрытия магазина в 23.00.
Но те, кто пришел поздно, не сильно расстроились, потому что на той же улице есть еще четыре магазина, где продают хороший чай с пузырьками по такой же цене.
В округе яркие огни более десятка других чайных все еще заманивали покупателей. Некоторые говорят, что они продают 200-300 чашек в день, а другие – тысячи.
На другом конце страны происходит все то же самое.
Trung работает водителем xe om (мотоциклетного такси) в районе 1 в Сайгоне уже три года. Он зарабатывал от 200 000-300 000 VND (9-13 USD) каждый день.
Последние шесть месяцев у него появился дополнительный источник дохода: он привозит чай с пузырьками офисным работникам.
«После обеденного перерыва группа служащих, около 6-7 человек, попросила меня купить чай с пузырьками на улице Ngo Duc Ke. Они платят мне 20 000 VND, не так много по сравнению с одной чашкой чая, стоимость которой составляет 55 000-70 000 VND».
«Иногда за один день я получаю заказы от 3-4 групп», – сказал Trung.
Чай с пузырьками – не новинка во Вьетнаме. Он появился еще в 2000 году, когда местные магазины создавали свои собственные тайваньские чайные продукты, смешивая чай с молоком и шариками из тапиоки, но тогда чай с пузырьками был развлечением для детей.
Примерно через четыре года все изменилось. Иностранные бренды из Тайваня, Гонконга, Таиланда, Японии и Сингапура штурмовали вьетнамский рынок продуктов питания и напитков через франчайзинговые сети, подавляя местные магазины и расчищая путь для чая с пузырьками, чтобы сделать его королем напитков.
Согласно Lozi, мобильному приложению с продуктами и напитками во Вьетнаме, в стране сейчас работает около 1 500 чайных магазинов, и к концу года, по прогнозам, их число резко вырастет, когда на рынок выйдет больше иностранных брендов.
Даже сеть фастфуда KFC выпустила свой собственный бренд чая с пузырьками.
По данным отчета Gachvang, риэлтерской компании, в августе цены на недвижимость на улицах с чайными магазинами в Сайгоне подскочили на 20-90% по сравнению с прошлым годом.
Цена на аренду помещения на улице Ngo Duc Ke в районе 1 выросла с 594 млн VND (26 000 USD) за квадратный метр в августе прошлого года до 762 млн VND (34 000 USD) в этом году. Аналогичная картина наблюдается на улице Phan Xich Long в районе Phu Nhuan и на улице Su Van Hanh в районе 10.
Как отмечают эксперты сектора питания и напитков, в последние годы во Вьетнаме бизнес во многом сосредоточился на рынке чая с пузырьками, ориентируясь на новых клиентов и уделяя больше внимания разным вкусам.
Если раньше чай с пузырьками был лакомством для детей после школы, то теперь это напиток для взрослых, сообщил представитель гонконгской чайной сети Gong Cha.
Опрос 350 мужчин и женщин в возрасте от 15 до 39 лет, проведенный в мае в Ханое и Хошимине, показал, что 50 процентов из них пьют чай по крайней мере один раз в неделю, в то время как 73 процента могут распознать бренд, и что процент выше среди взрослых (88% в Ханое и 91% в Хошимине).
Популярность чая с пузырьками вызывает много вопросов. Наиболее распространенными из них являются: почему люди готовы тратить на чай столько же, сколько на еду, и как молодые люди, особенно студенты, могут позволить себе этот напиток так часто.
Некоторые люди даже критиковали тех, кто пьет молочный чай более одного раза в неделю, заявив, что это пустая трата денег в стране, где средний доход на душу населения в год в 2016 году составил около 2 200 USD.
Также были высказаны опасения относительно местных привычек питания, а некоторые говорят, что, по их мнению, вьетнамцы слишком легко принимают еду из других стран, не думая о том, как это повлияет на их здоровье.